| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Катхак
"Катхак" - один из самых популярных в северной Индии стилей
классического танца. Письменные упоминания о нем относятся еще к
временам "Махабхараты". "Катхаки" - это храмовые рассказчики, которые,
завершая богослужение, рассказывали и показывали прихожанам истории из
жизни всех трех миров, повествуя о легендах глубокой древности. Их
представления - это соединение текстов сакральных гимнов, пантомимы и
яркой мимики, насквозь пронизанные музыкой и танцем. Каждый жест,
сопровождаемый ритмом и наполненный чувством, становится частью танца.
Даже просто выход актера на сцену - уже целая танцевальная наука:
герой, героиня, бог, демон, тигр, павлин... - каждому свой ритм, своя
гармоническая основа, своя походка. "Катхак" - и храмовый рассказчик, и
певец, и танцор, и проповедник. Вместо театральных декораций и
реквизита он использует две руки с их десятью пальцами. Это его холст и
краски, это его магический алфавит. С помощью жестов рук и позиций
пальцев он меняет декорации - дворец, райские кущи, глухой лес, хижина
бедняка, берег моря... Также, только с помощью рук, он комментирует
непонятный для зрителя текст санскрита, рассказывая о сотворении мира,
о борьбе добра и зла, о богах и героях. В его руках, буквально из
воздуха, возникают разнообразные предметы - то флейта, то ситар, то
кувшин для воды, то зеркало для кокетки, птицы выпархивают из его
ладоней, день сменяет ночь, а Солнце - Луну. Но язык рук - это не
единственный язык древнего танца. Глаза и брови - столь же важное
средство выражения, со своей, детально разработанной, азбукой. Именно
движением века, зрачка, кончика брови, актер выражает те чувства,
которые естественно подводят зрителя к пониманию и переживанию не
только сюжета (его рассказывают руки), но чувства, адекватного смыслу
исполняемого текста. Такими предстают первые "Катхаки" из древней
литературы: его голос - это текст и мелодия поэтического мифа, его
ноги, украшенные браслетами из множества бубенчиков,- это ритм,
организующий внутреннее пространство этого мифа, его руки - сюжет, а
глаза - постоянно сменяющие друг друга чувства.
Но в истории "Катхака" есть удивительный момент. Когда в 16-ом веке
Великие Моголы воцарились в Индии, и молодая мусульманская религия
закрыла древние храмы, "Катхак", к тому времени уже самодостаточное
искусство, вошел во дворцы иноверцев. Из всех своих богов он выбрал
прекрасного Кришну и победил сердца завоевателей. Мысль о любви бога и
человеческой души в облике стыдливой красавицы оказалась близка суфиям
- мудрецам ислама. И в то время как другие стили классического танца
надолго умирают, "Катхак" становится одним из самых популярных
культурных развлечений богатых и царственных особ. Войдя в иную среду,-
он меняется сам. Теперь место санскрита занимает язык "Браджа" и урду,
открывая ему дорогу в расцветающие сады суфийской поэзии. Из восьми
универсальных чувств "Натьяшастры" (науки о сценическом искусстве)
самым значимым оказывается любовь, в смысле эротического переживания.
Все более изощренной становится техника. Так ритм, отбиваемый ногами,
приобретает такую скорость и разнообразие, что выступает как
самостоятельный танец и даже выходит на соревнование с музыкантами, чье
сопровождение теперь также необходимо для увеличения зрелищности.
"Катхак" присваивает себе вращения танцующих дервишей, используя их для
изменения состояния сознания, и, наконец, преображается его костюм: из
свободных драпировок, редко прикрывающих верхнюю часть тела,- в
полностью закрытое, но облегающее платье, с рукавами до запястья и
шальварами до щиколотки, а количество бубенчиков на ножных браслетах
увеличивается до 200 на каждой ноге. Открываются новые выразительные
средства: возникают такие противоположные жанры как "тхумри" и
"тарана". Первый, почти игнорируя внешнее движение (актер часто даже не
встает с места на протяжении всего танца, а это могло быть до
получаса), держит внимание зрителя только за счет внутреннего
напряжения сменяющих друг друга чувств, отражающихся на его лице и в
движениях рук. Пока певец помногу раз повторяет одну и ту же фразу
какого-нибудь короткого стиха, растягивая гласные,- на лице танцора
разыгрывается любовная драма: тоска, призыв, свидание, игра,
притворство, подозрение, отчаяние, негодование, безумие, упоение...
"Тарана" же наоборот - танец лишенный всякого сюжета. Зато
интенсивность движения в нем кажется почти невозможной, а скорость
вращения ставит танцора на грань видимости. Вот "Катхак" 16 - 17 веков:
роскошный, почти всегда расшитый золотом костюм, богатые украшения,
яркий и выразительный грим, грациозность и энергия движений. Танцор как
будто становится олицетворением того самого чувства любви, которое, как
говорит "Натьяшастра",- "содержит в себе природу отношений мужчины и
женщины в пору их первой юности". Именно в этот период зарождаются
школы и династии, донесшие своих последователей до наших дней.
Заканчивается время безымянных служителей священного культа, "Катхаки"
становятся артистами. Когда, спустя четыре века, в Индию придет
кинематограф, первые его продюсеры будут искать своих звезд именно в
школах "Катхака".
Но вот распалась империя Моголов, отступили равнодушные к туземному
искусству англичане, и "Катхак", не отказываясь от вынужденного родства
с мусульманами, вспомнил свои культовые истоки. Опять звучат шлоки
божественного санскрита в индуистских храмах, урду и язык "Браджа"
царствуют теперь на сцене, а юный "хинди"- главный на красочных
народных праздниках.
Такова история "Катхака", его внешний, видимый путь. Какова же
внутренняя, эзотерическая его сторона, а вместе с ним и всего
классического индийского танца? Каким образом это искусство оказалось
столь жизнеспособным? За счет каких неиссякаемых источников
поддерживается его существование с незапамятных времен? Что значит
"классический"? И почему "Индийский"?
Вот что говорит "Натьяшастра" - Когда, с приходом третаюги, порок занял
в мире положение, равное с добродетелью, встревоженные боги обратились
к Брахме с просьбой о создании чего-то, что могло бы исправить
положение и было бы доступно всем, в отличие от "Вед", созданных для
аристократов. После глубокого сосредоточения, силой духовной воли
Брахма создал то, что он назвал "Пятой Ведой", равной по достоинству
всем четырем. Это и была "Натьяшастра" - священное писание каждого
выходящего на сцену: актера, танцора, певца и музыканта. Главное, что
следует из "Натьяшастра", это то, что искусство - это индивидуальное
творчество, опирающееся на науку, то есть на законы, в случае
"Натьяшастра", на универсальные законы космоса и их отражение в его
подобии - человеке. Брахма - Бог Творец, так что это знание - из первых
рук. Теория же чистого танца, то есть позы и перехода из одной позы в
другую, преподана самим Шивой. Он - Бог Разрушитель. И кто же лучше
него знает, что такое изменение и движение. Гимны Ригведы стали
основными сюжетами. Боги - первыми и главными зрителями и покровителями.
Итак: сценическое искусство дано богом, предмет его изображения -
божественное, его цель - удовлетворение богов, и боги же - главные его
покровители. Таким образом, все пребывание актера на сцене - это
непрерывная молитва, непрерывное сосредоточение на высших и абсолютном
мирах, отождествление себя с чистыми принципами, то есть йога
(соединение с божеством). А поскольку, согласно "Натьяшастра", овладеть
сценическим искусством способен только победивший свои чувства,
соблюдающий обеты, усердный в воздержании и не знающий усталости, то не
одно только пребывание на сцене, но и вся жизнь актера становится той
самой йогой, тем самым непрерывным соединением с божеством. Выражаясь
языком "Натьяшастра": знающий это, уже знает тот источник, из которого
и по сей день пьет амриту классический танец Индии.
Теперь: почему же все-таки этот танец "Классический"? Потому что имеет
класс - систематизированный метод практического обучения и свою теорию,
традицию, передаваемую от учителя к ученику, и способность воспринимать
и органично присваивать новое, но отражающее действительные изменения
состояния космоса, планеты и человека. Какое еще искусство обладает
таким уровнем и объемом? Пожалуй, только то, что называют восточными
боевыми искусствами, сравнимо с индийским классическим танцем в смысле
древности, глубокой философии и практического применения универсальных
законов. Это похожие практики. Обе используются с одной и той же
духовной целью, но имеют разные формы проявления и социальный фон. И то
и другое - средство самопознания и самодисциплины, способ обретения
целостности, а также раскрытия энергетических центров, как физического,
так и всех тонких тел, только одно из них имеет ввиду выживание в
полярном и враждебном мире и используется как средство обороны или
нападения, а другое - существование в уравновешенном, гармоничном
пространстве, где полярные энергии как бы перемагничиваются через
совместное наслаждение от вкушения универсальных чувств ("раса"), то
есть через эстетическое переживание. Возможно, при глубоком
исследовании, откроются общие корни классического танца, йоги и боевых
искусств. Ведь Шива - бог-воин, бог-аскет и "Натараджа" (царь танца).
Получив невиданное могущество силой своего Йогического аскетизма,
каждый раз при разрушении Вселенной, будучи воином, он вступает в битву
со всем материальным миром и побеждает, танцуя.
Дальше: что значит "индийский"? Судя по всему, это определение дано
зарубежными профанами. Ничего национального в классическом танце Индии
нет, в отличие от тех же индийских, но народных танцев. Его ритмическая
структура, гармония, архитектура, движения - основаны на универсальных
законах, таких как вращение планет, смена времен года, магнитное поле
земли, полярность "право" и "лево", отношение духа и природы,
взаимосвязь чувства и действия, энергетические центры тела. Его ритуал
направлен на очищение и гармонизацию внутреннего пространства человека,
на установление связей с окружающим космосом и упорядочивание этого
космоса. Все эти законы - общечеловеческие. И именно им следует теория
и практика классического танца, а отображение какого-либо национального
архетипа, с присущим только ему колоритом и темпераментом, отличающим
его от других, - сфера уже народного творчества. Следовательно, понятия
"классический" и "индийский" - несовместимы. Балет последних двух
столетий - тоже классический танец, он есть в каждой стране, но его
"класс", движения, позы, эстетика, репертуар, музыкальная ткань - общие
для всех наций, несмотря на французское происхождение, до сих пор
сохранившееся в балетном языке. Идея, вдохновлявшая его создателей,
оказалась выше национальных ограничений, отвечая общей идеалистической
потребности человечества, на некотором этапе своей эволюции, преодолеть
земное притяжение и подчинить грубую плоть трепетной Терпсихоре.
Получается, что во всей истории существуют только два классических
танца - первый рожден на заре третаюги на территории царства Бхаратов,
а второй - два века назад во Франции. Однако путь с востока на запад
оказался долгим, и по дороге божественное происхождение священного
искусства было забыто, и, как следствие, духовные цели опустились до
эстетических, энергия направлена не на очищение пространства, а на его
покорение, поэтому тело из полой (бескорыстной) флейты в руках бога
превращается в объект насилия, в угоду все той же эстетике. Все отдано
бесконечному, иссушающему желанию совершенства, вместо более
естественного стремления к целостности.
Однако, возвращаясь к древнему танцу, - откуда такое разнообразие в
путях, ведущих к целостности, в осмыслении и применении одних и тех же
универсальных законов, ведь стилей классического танца минимум семь?
Каково же место и роль "Катхака" в этой цепочке? Видимо, время и место
формирования, в данном случае танца, являются своеобразной призмой,
преломляющей лучи божественной мудрости, образуя многообразие на уровне
проявления, при сохранении единства в своем духовном источнике. Не то
же ли самое происходит и с религиями, каждая из которых - это
откровение Единого Божества, но услышанное на разных языках и в разные
исторические эпохи. Действительно, каждый стиль классического танца
имеет свои отличия костюма, музыкальной и ритмической среды,
архитектуры поз и способа движения тела. Это связано прежде всего с
энергетическими центрами (чакрами), на которые он ориентирован, и с
эволюционной ступенью человечества на момент формирования стиля. Так
"Катхак" - единственный стиль, позволивший себе стоять на прямых ногах.
Стили южных и центральных областей, как и многие восточные
единоборства, используют наиболее устойчивую позу - согнутые колени,
при широко расставленных параллельно друг другу стопах. Эта позиция
наиболее открыта энергии планеты и помогает концентрировать ее на
уровне солнечного сплетения, увеличивая астральную мощь и
жизнеспособность человека, а также силу его воздействия на мир.
"Катхак", за счет выпрямленных ног и жесткой фиксации рук на уровне
груди (в остальных стилях исходное положение рук на пояснице),
перемещает место сбора и распределения энергии в область сердца,
поднимая фокус над диафрагмой, из области выживания в область
осознания, а потери в астральной силе восполняет за счет увеличения
скорости ног. Несравнимо большее, по сравнению с другими стилями,
количество вращений обеспечивает изменение состояния сознания, поднимая
его от бытового и социального планов до мистического уровня
одухотворенного пространства. Рука перестает быть единой и натянутой от
плеча до кончиков пальцев. Запястье становится местом, сообщающим
импульс всей руке, и, в сочетании с высокой скоростью движений,
возникает иллюзия почти такой же неуловимости и бесплотности, какой
обладает пламя огня на легком ветру. Таким образом, разделение на
"верх" и "низ", свойственное всему классическому танцу, в "катхаке"
достигает наибольшей полярности - жесткие ноги, высекающие энергию
подобно тому, как движение кремня высекает искры огня, и пламенеющие,
но как бы тающие, в своем стремлении вверх, руки. Костюм, грим и мимика
приближаются, насколько это возможно для сценического искусства, к
естественным, человеческим. "Катхак" как бы снимает с актера маску
неведомого божества и взамен ведет его путем внутреннего преображения,
давая возможность не только поклоняться богу, не только подражать ему,
но самому быть богом.
|
|
Сангит
"Сангит" - так называется древнее индийское искусство, включающее в себя вокал, инструментальную музыку и танец.
"Сангит" - не народное творчество, не светское искусство, не форма богослужения.
"Сангит" - древняя духовная практика,
путь познания Божественного в себе самом,
путь, открывающий Истину,
путь, ведущий к Бессмертию.
"Сангит" рождён Брахмой (бог-создатель) как средство сохранения Истины в стареющей и
стремящейся к разрушению материальной вселенной. Предназначен для светлых
божественных сущностей и, только благодаря случаю, попал на Землю к людям.
Говорят, что "Сангит" угоден богам больше, чем аскетизм монахов, холодное
знание брахманов и ритуалы священнослужителей.
"Танец - самый короткий путь к Богу." ( Руми).
Вот некоторые из незыблемых законов "Сангит" :
Звук - творческая бесконечно длящаяся сила.
Ритм - ограничивающая сила, принимающее лоно Времени.
Движение - Разрушающая и Преображающая сила.
Учитель - тот, кто подключает к цепи преемственности. Благословение учителя -
милость Бога.
Исполнитель - только инструмент в руках Бога. Точность передачи высокой энергии зависит от чистоты проводника. Отсюда - главенствующее нравственное начало.
Музыкальные инструменты священны. Священна их способность издавать звук.
Пространство вокруг исполнителя, костюм, ритуальные украшения одухотворены и
обладают собственной волей.
Репетиция или концерт - акт особого напряжения, погружения в своё высшее "Я".
Считается, что нарушение ритмических законов в ходе представления
может привести к мировой катастрофе, т.к. нарушается вселенский ритм, регулирующий физические и духовные процессы жизни.
Особенности ритма:
Ритм не линейный, но следующий законам циклического
движения планет.
"Нимеша "(мгновение) - наименьшая ритмическая единица.
Пять "нимеша" составляют одну "матра"
(время необходимое для произнесения одной краткой гласной санскрита).
"Матра" объединяются в "тала" - метрические циклы.
В основе "тала" лежат стихотворные размеры Вед.
В разные "тала" входит различное число "матра" и внутри каждого "тала"
эти "матра" формируются по-разному. Сейчас насчитывается более 295 "тала".
Внутри "тала" есть своё деление на "бхага"-
что-то вроде такта, но эти "бхага"
не всегда равные, каждая имеет своё значение, также как и каждый "тал"
в целом имеет свою эмоциональную окраску и символику, связывающую
его с тонким миром и подсознанием человека.
Ритмические конструкции полны визуальных образов : ритм может
называться "течение реки" и, значит, он исполняется быстро и шумно в
начале и спокойно, медленно в конце; ритм может иметь форму тела
муравья и тогда он будет широкий в начале и в конце, но узкий
посередине, а если он называется "рог коровы" то его медленное
движение будет становиться всё более узким и закрученным к концу.
"Сам" - одно из самых важных понятий "Сангит".
"Сам" - "соединение" - это начало и конец каждого цикла и это же, как бы
мгновение между ними.
Это рождение, смерть и бракосочетание переживаемое одновременно,
что даёт возможность постичь самого себя как целостность.
"Сам" - первая и последняя доля "тала".
"Сам" - подобен полнолунию в лунном цикле, весеннему равноденствию в
движении Солнца,
приливу в дыхании океана, символ начала и конца времён.
Каждый музыкант или танцор переживает "сам" по своему, в
соответствии с особенностями своего характера - восторженно и победно
или глубоко интимно, как бы нечаянно, исподволь.
Возврат к "сам" каждый раз вызывает у исполнителя ощущение возврата
домой; даже у самого сдержанного музыканта завершение цикла
сопровождается улыбкой.
Но неспособность придти в "сам" лишает выступление всякого смысла.
Танец - зримая музыка, где руки ведут мелодию, ноги держат ритм (у танцора по 150 колокольчиков на каждой ноге) а лицо выражает чувство.
В индийском классическом танце канонизированы не только движения рук, ног и головы, но и таких мелких частей тела, как шея, пальцы, глаза, брови и губы.
Семь нот нашли своё символическое место в семи сгибах человеческого тела: первая ступень - над головой, начало всего, пребывающее вне тела, вторая - шея, третья- талия, четвёртая - сгиб бедра, пятая - колени, шестая- щиколотка и седьмая - пальцы на ноге. Эти же ступени делят и руку -первая у кончика пальцев, а дальше соответственно первая, вторая и третья фаланги, запястье, локоть и плечо. Каждая нота имеет свой цвет, своё божество, символическое животное, чувство, планету, созвездие и т.д. Всё это вместе наполняет каждый жест танцующего "Сангит" самыми причудливыми образами и связывает его со всем мирозданием, каждая часть его тела обретает сакральный смысл и каждый жест становится истинным действием, ведь даже на кончиках его пальцев обитают могучие боги.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|